Гиперактивность и СДВГ у детей: советы детского и семейного психолога Светланы Ященко

Гиперактивность или СДВГ — частая проблема современных детей. Такие дети утомляют мам, раздражают воспитателей, плохо запоминают то, что надо выучить, или даже не могут высидеть школьный урок.

Если им не помогать, то проблема сама проходит только лет в 13–15, когда и характер уже сложился, и в школе исправить что-то уже архисложно.

В центре «СВЕТ МАЯКА» работают отличные психологи, которые умело и качественно помогут вам и вашему ребёнку, если вы замечаете за ним невнимательность, неусидчивость, излишнюю активность или врачи ставят диагноз гиперактивность или СДВГ.

На консультации вы можете уточнить, действительно ли у вашего малыша СДВГ, в какой степени оно проявляется и что с этим делать.

Вашего ребёнка научат лучше концентрироваться, управлять собой, его поведение станет адекватнее. А вам и педагогам будут даны чёткие инструкции, как добиваться без жертв от ребёнка желаемого поведения.

Разве стоит ждать, пока на ребёнка повесят ярлык непослушного забияки и он поймёт, что неспособен учиться?
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Что такое СДВГ?

С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое состояние нервной системы, которое не даёт коре головного мозга качественно контролировать подкорку. Обычно подкорка — это наши желания получать всё и сразу, а кора — это наша воля: ждать, терпеть и отказываться. У детей с гиперактивностью таких тормозов нет.

Как отличить активного ребёнка от ребёнка с СДВГ?

Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребёнка в ограниченное пространство с определённым набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдёт себе занятие и сосредоточится на нём. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определённом виде деятельности.

Основной метод диагностики гиперактивности — наблюдение, и приведённый выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устаёт и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребёнка специалисту. Возможно, это проявление СДВГ.

Можно ли заподозрить гиперактивность в раннем возрасте?

Отличить обычную детскую подвижность от гиперактивности бывает непросто.
Попробуйте эксперимент: если поместить ребёнка в ограниченное пространство с игрушками, обычный малыш со временем выберет себе занятие и сосредоточится.
Гиперактивный ребёнок не сможет — его внимание будет постоянно переключаться, он не удержит интерес к одному делу.

Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение. Если ваш ребёнок быстро устает, легко раздражается, конфликтует, плачет или впадает в истерику, стоит обратиться к специалисту-психологу.
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.

Важность своевременной диагностики расторможенности у дошкольников

Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребёнка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ.
Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребёнку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это моё мнение как патопсихолога.

Особенности эмоционально-волевой сферы при СДВГ
Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Дифференциальная диагностика СДВГ
Виды СДВГ различаются по степени выраженности и форме проявления. Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, шизофрения, аутизм, тревожное расстройство и т. п.)? Этого в двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста — психиатра, патопсихолога, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Медикаментозная терапия при СДВГ
Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определённой медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. При СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Кто должен наблюдать ребёнка с СДВГ?
Ребёнок с СДВГ может наблюдаться одновременно у разных специалистов. Как правило, ответственность за выбор и результаты медикаментозной терапии несёт врач-психиатр (если родители к нему обратились), психолог же ведёт психокоррекционную работу.
Чем раньше вы проведёте диагностику и коррекцию СДВГ, тем быстрее и качественнее будет результат. Хватит сомневаться — обратитесь к клиническому психологу нашего центра за диагнозом, а к психологу за коррекцией: 303-20-60, чтобы вырастить благополучного и успешного ребёнка!

СДВГ и интеллектуальное развитие
Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребёнку с умственной отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта? Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребёнка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребёнок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не даёт права говорить о СДВГ.

СДВГ как особенность развития
Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так всё же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?

Комментарий практического психолога Ященко С. А.

В этой «идеологии» я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей «новый тип человека». В принципе, любые детские психические отклонения могут привести к изменениям возможностей мозга в будущем, дать выход на новый уровень функционирования психики.

Ведь таких детей действительно немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии «в среде». Однако пока конкретных и достоверных подтверждений особых достижений таких людей нет. Информации же о возможном усугублении состояния детей и подростков с СДВГ, напротив, достаточно — девиантность, делинквентность, зависимое поведение.

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием